Назад                                                                 

Христианское учение о любви к человеку

и характеристика её действий в нашей повседневной жизни.

Веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12,36)

В основе христианского мировоззрения лежит светлый взгляд на жизнь. Христианство есть религия жизнеутверждающая, призывающая людей к свету и совершенству.

Христианская мораль – мораль становления человеческой личности, возрождаемого человека. Она возводит к совершенству и вместе с тем побуждает вырваться из рамок замкнутого индивидуализма и слить свою жизнь с жизнью всего человечества.

Мы не можем на нескольких страницах перечислить все заповеди Христа о совершенстве личных свойств человека.

Приведем несколько основных и самых характерных:

Блаженны (счастливы) нищие духом… , Блаженны плачущие… о грехах своих, Блаженны кроткие, Блаженны алчущие и жаждущие правды…, Блаженны милостивые..., Блаженны чистые сердцем..., Блаженны миротворцы..., Блаженны гонимые за правду..., Блаженны терпящие оскорбления, и выгнанные.

Заповеди, подобные этим, краткие, как афоризмы, по форме, но глубокие по содержанию, заполняют все Евангелие: Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный (Мф. 5,48). Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6,36). Познаете истину и истина сделает вас свободными (Ин. 8,32). Веруйте в свет, да будете сынами света (Ин. 12,36). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они, видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5,16).

В основе христианской морали лежит учение Христа о любви к человеку. В своих беседах Христос говорит ученикам: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как  Я возлюбил вас... По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13,34-35).

Но что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует и никогда не превозносится, Любовь не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается и не мыслит зла. Любовь покрывает собой множество недостатков и противоречий.

Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и некогда не перестает.

Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства. Мы привели его целиком словами святого апостола Павла: Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, - писал он римским христианам, в почтительности друг друга предупреждайте (Рим. 12,10).

5Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку.

Даже самое дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих. Святой апостол Иоанн Богослов учил: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1Ин. 3,14). Кто говорит:  «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4.20).

С особой силой говорит об этом апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру... а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1Кор. 13,1-4)

Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше. Она есть совокупность совершенств.

Христианская религия требует от человека постоянного восхождения. Требование служения людям пронизывает все Евангелие. Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20,28).

Христос учил: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф. 20,25-26). На прощальном вечере Христос Сам омыл ноги своим ученикам. Поясняя Свой поступок, Он сказал: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Ин. 13,14). Это пример того, как сильные мира сего должны служить человечеству. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6,2).

Евангелие требует скромности в делах любви, которая несовместима с лицемерием. Когда творишь милостыню, не труби перед собою…Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6,2-4).

Наука и религия, глава  шестая     СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (Войно-Ясенецкий)

 

Две главные заповеди Бога.

1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею.

2. Возлюби ближнего своего, как самого себя.

 И "кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих." (Мф.20:27-28)

 

Действия любви в повседневной жизни.

Любовь изливается на всех, но дружбу водит только с верными, тоже живущими по любви или стремящимися к ней (исправляющимися).

Любовь не зависит ни от чего вещественного (временного), она это лишь разумно использует.

Любовь ради сохранения дружбы покрывает заблуждение разума ближнего, если оно не злонамеренно, потому что помнит, что и её разум иногда заблуждается (ошибается).

Любовь всегда дисциплинированна, любит когда всё стройно и слажено.

Любовь никогда ни в чью личную жизнь не вмешивается самовольно, с кем не связана законно (семья, монашество), а лишь с разрешения советует, разъясняет, но никогда не принуждает. Принуждает к совершению чего-либо доброго лишь в случае, когда личная жизнь другого явно вредит окружающим, их личной жизни. Например, звучащая вечером громкая музыка, матерные слова в автобусе.

Любовь никогда самовольно не вмешивается в работу или действия других, если не имеет прямого законного отношения к этой работе или действию (долг службы). Только в случае, когда работа или действие человека явно злонамеренны, любовь решительно вмешивается.

Любовь неверных обличает, чтобы по любви оторвать от зла, потому что любит.

Любовь обличает и по законному праву наказывает ближнего (наказание в семье, церковная епитимия, выговор, тюремный срок) для осознания ближним тяжести сделанного зла и реального исправления жизни.

Любовь без страха защищает своих братьев.

Любовь любит  всех людей, но ненавидит злые дела людей, отвращается от этих дел или противостоит этим делам.

Любовь любит врагов, прощает их и не злится на них, но не имеет содружества с ними никогда и решительно останавливает их в делании зла.

Любовь смиренно принимает бедствия от врагов, когда не имеет возможности или сил законно противостоять.

Потому всегда и во всем любовь!

 

 

Богу нашему Живому Слава! Аминь.                                                         Р.Б. Василий Портнов

 

 

Назад

 

http://voliaboga.narod.ru

Hosted by uCoz